Оздоровительный бег – это одно из самых важных для здоровья ребенка движений, позволяющих хорошо регулировать нагрузку, укрепляющих сердечно-сосудистую и дыхательную системы, различные группы мышц, суставы и связки. Эффективен бег для воспитания выносливости, улучшения физической работоспособности.
Сердечно-сосудистая система человека является самым слабым звеном нашего организма. Для укрепления сердечно-сосудистой системы, подавляющее большинство специалистов на первое место выдвигают оздоровительный бег. Бег показан и взрослым и детям. Именно поэтому многие дошкольные учреждения все чаще включают его в свои физкультурно-оздоровительные программы. Приобретенная с помощью бега выносливость и составляет фундамент прочного здоровья. Оздоровительный бег препятствует процессу старения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а, следовательно, и самого человека. Запущенность тела, хронические заболевания не дают возможности человеку полностью реализовать свой умственный потенциал.
Тело человека – инструмент, используемый разумом для установления контактов с внешним миром. Неисправность этого инструмента неизбежно нарушает отношения разума с реальностью, мешает ее адекватному восприятию и познанию. Конечно, бег не единственный путь достижения гармонии с окружающим миром, но один из самых доступных и надежных.
Оздоровительный бег не только способствует сохранению и укреплению здоровья, но и сближает детей, создает в команде бегунов отличный психологический климат. Эта сторона в связи с ориентацией дошкольных учреждений на создание детям повышенного психологического комфорта имеет для педагогов принципиальное значение.
Детей дошкольного возраста нужно научить бегать быстро, легко, ритмично, с хорошей координацией рук и ног. Бег появляется у детей на втором году жизни после того, как они научатся уверенно ходить. Сначала это просто ускоренная ходьба частыми или мелкими шажками. Туловище при этом сильно наклоняется вперед, ноги согнуты вперед. Вначале третьего года жизни ребенка эта своеобразная ускоренная ходьба становится собственно бегом, появляется характерная его особенность – полет, хотя шаги все еще семенящие, неравномерные, а нога ставится на поверхность тяжело, сразу всей стопой – «шлепает». Движения рук не всегда согласуются с движением ног. Бег ребенка шестого года отличается хорошей координацией движений, прямолинейностью и стремительностью. Последняя связана с увеличением силы отталкивания и длины шага. Вместе с тем многие детали техники бега еще не отработаны и ограничивают его экономичность и эффективность.
В старшей группе, совершенствуя бег, отрабатывают непринужденную постановку корпуса и головы, спокойное и ровное положение плеч, активное движение рук, энергичное отталкивание и подъем бедра вверх. Специальное место отводится упражнениям на вынос голени маховой ноги вперед, на увеличение длины шага.
За период с 2 до 7 лет бег у детей становится легким, ритмичным, в нем хорошо выражен полет, движения рук и ног согласованы. Стопа становится эластичным перекатом с пятки на носок. Дети уже способны выполнять разные виды бега, применяя различную технику. Для того чтобы дети постепенно совершенствовали разные виды бега, необходимо создавать им соответствующие условия.
Все двигательные действия в беге обусловлены, прежде всего, активным взаимодействием стопы с опорой. Поэтому, раскрывая качественные показатели бега, необходимо учитывать особенности строения и функций стопы. Постановка стопы на грунт во время бега является сложной динамической системой двигательных действий. Она во всех случаях сопровождается значительным мышечным напряжением и требует особого внимания со стороны педагогов. Основываясь на строго организованной цепочке двигательных действий, постановка стопы на грунт обеспечивается не только работой отдельного звена (стопы), а вовлекает в движение всю нижнюю конечность. При этом значительная физическая нагрузка падает на мышцы тазобедренного, голеностопного суставов и непосредственно на суставы стопы.
Во время бега значительную физическую нагрузку испытывает позвоночник, фиксация изгибов которого у детей дошкольного возраста не завершена. «Мышечный корсет» туловища также не прочен. Даже при незначительной слабости мышц, при нарушениях осанки осевая нагрузка на позвоночник во время бега существенно возрастает.В момент постановки нога должна быть согнута в коленном суставе. В положении вертикали происходит некоторое выпрямление, а в момент отталкивания – нога полностью разгибается. После отталкивания наблюдается сильное сгибание голени, что уменьшает момент инерции ноги, ускоряет и облегчает ее перенос из заднего шага в передний.
Отталкивание является важнейшим звеном локомоторного акта. Оно характеризуется сложным взаимодействием в работе нервно-мышечного аппарата, обеспечивающим перемещение тела в пространстве. Эффективность отталкивания непосредственно связана с уровнем физической подготовленности детей. Чем выше ее уровень, тем оптимальнее момент отталкивания.
Во время бега имеет место значительный наклон корпуса вперед. Наклон туловища во время быстрого бега – больше, чем во время продолжительного бега. Систематическое использование игровых упражнений обеспечивает улучшение качества бега, способствует переходу к самостоятельной двигательной деятельности.
Качество бега совершенствуется при выполнении разнообразных видов бега: бег на носках, бег с высоким подниманием бедра, тренирующий мышцы брюшного пресса, спины и стопы, бег с различными заданиями, выполняемыми по сигналу; бег между предметами, с предметами – обручем, скакалкой и др.; бег на ограниченной площади; челночный бег, развивающий координацию движений; ориентировку в пространстве, бег наперегонки, врассыпную, с увёртыванием и ловлей.
Различные виды бега воспитывают ловкость, быструю реакцию на изменение обстановки. Бег способствует развитию скоростно-силовых качеств, воспитывает выносливость, формирует нравственно-волевые качества. Овладевая бегом, ребенок постепенно приучается анализировать, сравнивать и синтезировать кинестетические ощущения. Научить ребенка прислушиваться к своему организму, к своим мышечным ощущениям, управлять движением, руководствуясь ими, - одна из важнейших задач в обучении любому движению, в том числе и бегу.
Формирование правильного бега должно производиться только в беге со средней скоростью ввиду сложности управления опорно-двигательным аппаратом. Показателями правильного бега являются: определенное положение головы, корпуса, рук, бедра, голени, стопы. Правильный бег, также как и обычная ходьба, строится от бедра активным перекатом с пятки на носок. Положение головы свободное, взгляд направлен вперед. При беге голову необходимо держать прямо и ровно, смотреть на дорожку впереди себя, приблизительно на 2 метра. Важное требование – соблюдение беговой осанки. Плечи опущены, расслаблены. Положение рук в беге свободное, ненапряженное. Руки согнуты в локтях под углом 90 . Пальцы разжаты, слегка согнуты, но не сжаты в кулаки. Руки в беге движутся точно вперед – до уровня груди, назад – до упора.
Важным показателем правильного бега является положение бедра. В беге оно выносится вперед – вверх и выше, чем при ходьбе. Высота выноса бедра зависит от темпа бега: чем выше темп бега, тем активнее подъем бедра вверх. Положение голени в беге тоже влияет на его эффективность.
В дошкольном возрасте не должно быть для ребенка никаких ограничений в беге. Исследования физиологов показали, что примерно к 7-8 годам одновременно с завершением развития речи завершается и процесс становления двигательных функций человека.
Кроме того, установлено, что при достижении определенного уровня физической зрелости, скорость мыслительных процессов у человека увеличивается втрое. Поэтому всякое ограничение двигательной активности ребенка может стать тормозом его развития.
Профессор И.А.Аршавский пишет: «Дети, которых не ограничивают в движении, обладают большим запасом слов и употребляют их более осмысленно, чем те дети, которых обстоятельства заставляют быть менее подвижными. А главное, процесс формирования понятий идет у них лучше и легче. Выходит, завтрашний интеллект ребенка и его сегодняшняя вялость имеют прямую связь».
Для нормального функционирования всех органов и систем растущего организма ребенок к концу дошкольного возраста должен совершать 12-15 тысяч шагов в сутки. Но при этом они должны развивать определенные физические качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту. По степени развития этих качеств мы можем судить о состоянии его сердечно-сосудистой системы, уровне пластичности и степени зрелости нервных процессов и о многом другом. Способность к длительному бегу – это способность организма к максимальному потреблению кислорода. У тренированных детей по сравнению с обычными сверстниками эта способность возрастает в 1,5-2 раза. Тренированное сердце, как показывают исследования, в состоянии выдержать даже четырехкратную нагрузку, а нетренированное сердце не справляется и с двойной.
При целенаправленной системе беговых тренировок пульсовые показатели детей снижаются по сравнению с не тренирующимися детьми до 30%, они быстрее растут, значительно реже болеют, у них крепче телосложение. Н.А.Амосов указывает, что тренировки оказывают влияние на функции клеток, а увеличение их функциональных возможностей ведет к повышению резервов мощности организма. С возрастом или при отсутствии систематических тренировочных нагрузок уменьшаются функции клеток, и соответственно, уменьшаются резервы мощности. Но, предупреждает Н.А.Амосов, есть несколько простых истин, которые могли бы стать принципами организации оздоровительного бега с детьми дошкольного возраста. Это постепенность, субмаксимальность нагрузок, многократность повторения, длительность и опасность перетренировок. «Способность клетки к тренировке не беспредельна», - отмечает Н.А.Амосов.
Поскольку, потребность растущего организма в строительных материалах достаточно велика, ребенку постоянно нужны аминокислоты и вспомогательные вещества. Поэтому, прежде чем начинать с детьми беговые тренировки следует позаботиться об оптимальном питании.
Эффективность беговых тренировок возрастает при их сочетании с холодовыми нагрузками. В среднем изучение возможностей детей занимает от 3-х до 5- ти дней. Пульс при этом у детей младшего возраста не должен превышать 140 ударов в минуту, а у детей старшего дошкольного возраста – 150 ударов в минуту.
Исходная длительность бега определяется по пульсовым показателям, строго индивидуально для каждого ребенка. Она может быть и 30 сек. и 2-3 минуты. Это зависит от функциональных возможностей организма ребенка. Ребенку предлагают пробежать вначале 30 метров, затем 50 метров, а затем 100 метров, снимая пульсовые показатели.
Например, опытным путем удалось установить, что показатели пульса начинают повышаться выше нормы на 60-й секунде. Это значит, что начинать беговую тренировку с этим ребенком мы будем с 30 секунд, а дальше по схеме – каждые 2 недели длительность бега увеличиваем на 15 секунд.
Важную роль в проведении беговых тренировок детей дошкольного возраста играет воспитатель, который должен владеть навыками организаторской работы по всем формам физического воспитания, основами методики корригирующей и дыхательной гимнастики, вести здоровый образ жизни и заниматься оздоровительными видами физических упражнений.
Гармоническое развитие ребенка – это длительный и последовательный процесс, который связан с постепенным нарастанием физических нагрузок с учетом возраста, пола, индивидуальных особенностей, воспитание у детей красивых выразительных движений, которые наиболее ярко отражают индивидуальную и психическую деятельность.
Поэтому необходимо с детства заложить основы тренировок в системе физического воспитания детей с помощью подвижных игр, бега и т.д.
В заключение хотелось бы отметить, что беговые тренировки не дадут должного оздоровительного эффекта, если ребенок не будет испытывать при этом удовольствия.
От удовольствия к привычке – от привычки к потребности – вот алгоритм, по которому надо заниматься с детьми оздоровительным бегом.
подробнее.../свернуть