Если у вас есть проблемы с табакокурением, и вы самостоятельно не можете справиться с этой пагубной привычкой, вам нужно обратиться к наркологу или психотерапевту по месту проживания. У них вы можете получить профессиональную помощь в борьбе с этой зависимостью.
Известно, что около 90% взрослых курильщиков пытаются прекратить курить самостоятельно. Поводом к этому служит специфические и общие проблемы со здоровьем, забота о здоровье семьи или ожидаемом ребенке, стремление создать положительный пример для детей, освобождение от пристрастия, общественное давление и желание улучшить свой внешний вид. К сожалению, приблизительно 70% прекративших курение вновь начинают курить, как правило, в течение 3-х месяцев. Однако с каждой очередной попыткой вероятность окончательного прекращения курения возрастает. Тем не менее, тем, кто не в состоянии самостоятельно бросит курить, всегда может помочь нефармакологическое и фармакологическое лечение этой зависимости.
Нефармакологическое лечение включает многочисленные программы отказа от курения. Эти программы основаны на поведенческой терапии. Один метод изменения поведения включает в себя «самоуправление»: пациент обучается «самоконтролю», записывая условия, при которых, как ему кажется, усиливается желание курить. Пациент также осуществляет «контроль за стимулами», при котором побуждающие к курению стимулы исключаются из окружающей обстановки. Используется также метод «никотинового затухания», или постепенного снижения потребления никотина за счет выкуривания одинакового количества сигарет, но с все более низким содержанием никотина. Другие методы включают обучение пациента обходиться без сигарет, предотвращение возврата к курению и формирование чувства отвращения к табаку (аверсивная терапия). Программы терапии включают: а) детальный анализ поведения курильщика, б) анализ мотивации отказа от курения; в) заключение терапевтического договора; г) ведение дневника; д) реструктуирование образа жизни курильщика. При этом человек, желающий бросить курить, должен избегать: употребления спиртных напитков, курящих компаний, боязни увеличения массы тела, плохого настроения.
Фармакологическое лечение начинается с адекватной замены никотина табака после прекращения курения для устранения синдрома отмены с помощью никотиновой заместительной терапии. Это лечение необходимо лицам, которые выкуривают более 20-ти сигарет ежедневно, а также тому, кто выкуривает первую сигарету в течение 30-ти минут после пробуждения, и лицам, уже имевшим неудачные попытки бросить курить (сильное влечение к сигаретам в первую неделю отмены). В настоящее время используют следующие виды никотиновой заместительной терапии: пластырь, ингалятор, назальный спрэй, жевательная резинка, сублингвальные таблетки и леденцы с никотином. Может использоваться гомеопатия. Тем курильщикам, у которых развиваются тревога и депрессия, назначаются успокаивающие средства, транквилизаторы, стимулирующие препараты, антидепрессанты.
Обзор методов терапии никотиновой зависимости
В настоящее время для того, чтобы говорить об эффективности метода лечения зависимости от никотина необходимо опираться не только на мнения и опыт, но и на результаты рандомизированных клинических исследований (РКИ), спланированных специально для оценки действенности терапии, а также на тщательно проведенные обзоры результатов этих исследований.
Советы врачей и медицинских сестер
В ходе 31 РКИ (26 000 участников) оценивалась эффективность бесед о необходимости и способах отказа от курения, которые проводили врачи в больницах, поликлиниках и медико-санитарных частях. Даже краткие советы способствуют увеличению процента лиц, бросивших курить в 1,69 раз. Личные беседы с медицинскими сестрами также оказывали благотворное воздействие, чего нельзя сказать о коллективных лекциях о пользе здорового образа жизни.
Психотерапия
Лица, настроенные на отказ от курения, могут обратиться к частнопрактикующим психотерапевтам или в специализированные амбулатории для индивидуальных или коллективных занятий. Как при индивидуальных, так и при коллективных сеансах психотерапии вероятность успеха возрастает. Обзор 9 РКИ продемонстрировал в 1,55 раза большее преимущество индивидуальных сеансов психотерапии перед короткой консультацией и советом врача общей практики. Групповая психотерапия оказалась эффективнее пособий для самостоятельной работы, но не намного лучше других вмешательств, основанных на личном контакте с врачом. По данным 2 РКИ эффективность коллективных и индивидуальных занятий была одинаковой. Теоретически эффективность затрат должна быть выше при групповой терапии, но группы сложнее собирать и поддерживать их состав.
Поведенческая терапия
В 24 небольших РКИ применяли условно-рефлекторную терапию, при которой приятный раздражитель сочетается с неприятным, в результате чего тяга курить должна угасать. Обзор не выявил заметного эффекта такой терапии при использовании неспецифических неприятных раздражителей. В 2 РКИ не удалось выявить преимуществ условно-рефлекторной терапии вызывающим неприятный вкус во рту сочетанием ацетата серебра с дымом сигарет. Аверсивные вмешательства (быстрое курение, быстрое вдыхание и т.д.) увеличивают воздержание и могут использоваться у желающих курильщиков.
Пособия для самостоятельной работы
Психотерапевтические методы можно практиковать на расстоянии, с помощью брошюр и буклетов, аудио- и видеокассет, а также компьютерных программ. Теоретически они должны охватывать большее число курильщиков, чем занятия с психотерапевтом, и могут распространяться в дополнение к краткой беседе с врачом или без нее. Кохрейновский обзор показал, что такие пособия не повышают эффективности краткого собеседования. В 12 РКИ применялись методики без личного контакта с врачом; и было показано, что самостоятельная работа с пособиями повышала частоту отказа от курения в 1,23 раза по сравнению с отсутствием всяких. По данным 8 РКИ, индивидуально подобранные пособия были в 1,41 раза более эффективными, чем универсальные или заменяемые поэтапно. В исследованиях эффективности сочетания самостоятельной работы с пособиями с помощью консультаций психотерапевта по телефону оно было более эффективным, чем один метод.
Заместительная никотиновая терапия
Данный метод заключается в том, что в первое время после отказа от курения в организм вводят определенную дозу никотина, снижая выраженность синдрома отмены. Выпускаются содержащие никотин жевательные резинки, пластыри, аэрозоли для интраназального или перорального введения, таблетки для сублингвального применения и леденцы. Обзор более чем 90 РКИ показал что заместительной никотиновая терапия увеличивала шансы на успех в 1,5-2 раза при наличии никотиновой зависимости. Сочетание такой терапии с психологической поддержкой повышает частоту отказа от курения.
Противопоказаниями для такой терапии являются нестабильная стенокардия, свежий инфаркт миокарда, эпизодическое курение, тяжёлые аритмии, недавно перенесённый инсульт, эрозивно-язвенные нарушения ЖКТ в стадии обострения, беременность, грудное вскармливание, возраст до 18 лет и старше 85 лет. Применение пластыря противопоказано при гиперчувствительности кожи к никотину, обширных поражениях кожи.
Рекомендуются следующие дозы никотина. Жевательные резинки применяют в разовой дозе 2-4 мг. (по 1-2 жевательной резинке) каждые 1-2 ч в течение дня до 15 резинок в сутки в течение 3 месяцев, затем дозу постепенно снижают до 2—4 мг. в сутки и отменяют. Максимальная продолжительность применения 6 месяцев. Пластырь после удаления защитной фольги необходимо прикрепить на чистый сухой участок неповреждённой кожи без волос (на коже не должно быть крема, мази или спирта). Наложенный на кожу пластырь следует удерживать в течение 10—20 с ладонью. Аппликацию его проводят 1 раз в сутки и оставляют на коже в течение суток. Терапию рекомендуют начинать с применения пластыря с меньшим количеством никотина. Продолжительность курса лечения не более 3 мес.
Наиболее распространены жевательные резинки. Для лиц с выраженной зависимостью от никотина выпускаются жевательные резинки с его удвоенной дозой (не 2, а 4 мг). Пластырь поддерживает постоянный уровень никотина в крови и незаметен под одеждой, но вызывает раздражение кожи. Его применение в течение 16 или 24 ч одинаково эффективно на протяжении 8 недель. Ингалятор по форме напоминает сигарету, и больше подходит тем, кого привлекает ритуал курения. С помощью интраназального аэрозоля никотин быстро попадает в организм, прерывая острые приступы желания курить. Рекомендуют также сочетать пластырь, поддерживающий фоновую концентрацию никотина в крови, с интраназальным аэрозолем, который будет быстро повышать ее при остром желании курить. У постепенного уменьшения суточных доз никотина нет преимуществ по сравнению с его резкой отменой.
Антидепрессанты и транквилизаторы
Прием антидепрессантов повышает частоту отказа от курения, тогда как транквилизаторы (кроме Адаптола) мало влияют на этот показатель. Считают, что бупропион, препарат из группы атипичных антидепрессантов, замедляющий захват нейронами норадреналина и допамина, эффективен в терапии никотиновой зависимости. Бупропион пролонгированного действия в таблетках разрешен к применению в качестве средства, облегчающего отказ от курения, в связи с его высокой эффективностью: повышение частоты отказа от курения в 2,73 раза. Применение бупропиона повышает эффективность заместительной никотинотерапии. 2 РКИ показали высокую эффективность трициклического антидепрессанта нортриптилина: отказы в 2,83 чаще чем без лечения. Флуоксетин, антидепрессант из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, также эффективен в отказе от курения. Поскольку увеличение веса является одной из проблем бросивших курить, то флуоксетин, снижающий аппетит, может помочь в решении этой проблемы. Также рекомендуются щадящая диета и активные физические упражнения.
Известно, что курение и склонность к депрессии часто связаны, что обусловлено как генетической предрасположенностью, так и нейрохимическим действием никотина, поэтому антидепрессанты и увеличивают отказ от табака.
Другие лекарственные препараты
Клонидин, который сначала был одобрен к применению в качестве гипотензивного средства, по своему действию отчасти напоминает бупропион и трициклические антидепрессанты. Кокрановский обзор показал, что прием этого препарата тоже повышает частоту отказа от курения в 1,89 раза, но его широкое применение ограничено из-за побочных эффектов. Было показано, что длительный прием мекамиламина (антагонист никотина), начатый перед прекращением курения и продолжающийся после него, может облегчить отказ о курения; особенно вместе с заместительной терапией никотином. Частичные агонисты никотина (лобелин, цитизин) ранее долгое время использовались в составе средств для облегчения отказа от курения, но сейчас их прием редок.
Адаптол является небензодиазепиновым «дневным транквилизатором», обладающим умеренной анксиолитической активностью, снижающим беспокойство, тревогу, страх, эмоциональное напряжение и раздражительность без миорелаксации и нарушений координации. Адаптол проявляет стресс-протективное действие при сохранении работоспособности, внимания и эмоциональности. Адаптол является средством для снижения влечение к курению, за счет облегчения или устранения никотиновой абстиненци. Данный эффект Адаптола связан с частичной активацией никотиновых рецепторов.
Другие методы
В отечественной медицине для лечения табакокурения широко используется гипнотерапия: «кодирование», «НЛП» и т.д.; акупунктура (в том числе и электро-), и другие методы физиотерапевтического воздействия (т.н. «биостимуляция» и т.п.). Возможно, акупунктура лучше, чем ничего, но в большинстве случае можно рассчитывать только на "эффект плацебо". В отношении «кодирования» известно, что анализ результатов 9 РКИ показал, что гипнотерапия не была более эффективна, чем другие методы психотерапии. Гипнотерапию можно использовать как дополнение для усиления мотивации у тех, кто хочет бросить курить. Самогипноз позволяет произвести логическую переоценку влечения к табаку. Предметом сосредоточения должна стать идея “защиты” своего организма, “уважения” к нему. Например, пациенту дают задание внушать себе в состоянии транса: “Курение для моего организма — это яд; мой организм нужен мне, чтобы жить; я должен уважать и защищать свой организм”. Таким образом, пациент отвыкает от курения не путем борьбы с влечением к табаку, а путем противопоставления этому влечению более важных ценностей — здоровья, защиты организма, уважения окружающих.
В тоже время традиционное «кодирование» пытается действовать именно на влечение («тягу»), и, очевидно, поэтому трудно оценить действие этого вмешательства, включая его неспецифические эффекты. Частым советом людям, пытающимся бросить курить, является предложение заняться спортом или физкультурой. И если этот совет может быть эффективен на уровне профилактики начала курения, то для облегчения отказа от курения говорить о явной пользе в этом случае физических упражнений или спорта пока нельзя.
В.П. Максимчук, А.А. Александров
"Табакокурение. Последствия для здоровья,
подходы к профилактике и лечению."
подробнее.../свернуть