Приобретённые в детстве музыкальные навыки помогают развивать слух, мелкую моторику, логическое мышление…
В ваших силах открыть малышу дорожку в волшебный мир звуков, ритмов, гармонии. Как это лучше сделать?
Нужен музыкальный инструмент. У вас в детстве был металлофон с написанными на клавишах названиями нот? Прекрасно! Пора подарить ему вторую жизнь. А если таких запасов нет, загляните в магазин игрушек.
Урок первый: ОТКРЫТИЕ НОВОГО МИРА.
Познакомьте малыша с понятиями «музыка», «звуки», «песня», «ноты». Расскажите, что звуки его окружают повсюду. Покажите молоточек металлофона и постучите молоточком по разным предметам: деревянным, железным, стеклянным. Объясните, что почти все они издают характерные звуки. Поиграйте в игру «Чей звук сильнее?».
Положите два разных предмета, постучите по очереди с равным усилием по каждому и спросите, что громче. Покажите, как приглушить звук с помощью резины или тряпочки. Возьмите железный колокольчик и ударьте по нему молоточком, затем заверните в материю и снова ударьте. Повторите приёмы, придерживая язык колокольчика. Пусто малыш объяснит, почему звук то громкий, то тихий. Поставьте перед крохой металлофон и ударьте по нескольким клавишам молоточком. Пусть ребёнок сам извлечёт несколько звуков из инструмента. Расскажите крохе, что звуки, красиво соединённые вместе, называются музыкой.
Спойте с малышом любую песенку, затем повторите её мелодию на «а-а-а» и поясните, что сейчас вы поёте без слов, одну мелодию. Мелодия и есть набор звуков, которые вы поёте.
Ударьте молоточком по любой клавише и воспроизведите её звучание, пропев букву «а». Объясните ребёнку, что отдельные звуки, которые можно пропеть, проиграть на музыкальном инструменте, называются нотами. Теперь позвольте малышу вдоволь насладиться новой игрушкой, чтобы на уроках он не отвлекался на его осмотр.
Урок второй: РАЗВИВАЕМ СЛУХ.
Потрясите колокольчиком и предложите малышу вместе найти похожий звук на инструменте (как правило, это нота «ля» или «соль»). Колокольчик звенит, а вы ударяете по клавише одновременно с найденной нотой. Объясните крохе, что вы играете в унисон (издаёте одинаковые звуки).
Поиграйте в «Угадайку». Малыш отворачивается, а вы ударяете молоточком по пластине металлофона и запоминаете написанную на ней ноту. Повернувшись к инструменту, малыш должен, ударяя по пластинам молоточком, угадать вашу ноту. Затем поменяйтесь ролями.
Урок третий: О ЧУВСТВЕ РИТМА.
Покажите, что звуки можно издавать по-особенному. Прохлопайте в ладоши несложный ритм (начиная с трёх хлопков). Пусть малыш повторит. Затем он хлопает, а вы повторяете.
Когда прохлопывание заданного ритма в ладоши освоено, перенесите игру на инструмент, то есть вы играете на одной клавише ритм, а малыш его повторяет. Не исключено, что будущий музыкант сам захочет «сыграть» что-то на металлофоне. Не прерывайте, если игра не совсем правильная, просто позже покажите, как нужно, и вскоре кроха сам поймёт свою ошибку.
Урок четвёртый: УЧИМ НАЗВАНИЕ НОТ.
- Занятие первое. Ноты на инструменте.
Металлофон хорош тем, что располагает только чистыми нотами (бекарами) без бемолей и диезов (чёрные клавиши на фортепиано) и малыш меньше путается. Как правило, перешагнув трёхлетний возраст, ребёнок уже знает некоторые буквы, поэтому он без особого усилия прочитает названия нот. А если с буквами проблемы, учите его так же, как когда-то учили названия цветов и оттенков. Приклейте к каждой клавише по цветной бумажке. Семь нот – семь цветов радуги. Малыш не дружит и с цветами тоже? Тогда на помощь придут цифры. Пронумеруйте нотки от «до» до «си». Можно также выучить названия нот на слух, многие детки так лучше воспринимают информацию. Итак, малыш знает, как зовут ноты. Теперь запомним, где какая нотка живёт на инструменте. Произносите вслух ноту, ударяя по ней молоточком, начиная с нижнего «до». Затем вручите молоточек малышу, а сами называйте или пойте ноты. Всё это похоже на игру. Не спешите переходить к следующему занятию. Нужно, чтобы ребёнок знал имена нот на зубок. Выучите с юным музыкантом нашу песенку по приведенной схеме (поём слова и одновременно играем ноты) и продемонстрируйте её домочадцам или пришедшим в гости друзьям. Все будут в восторге, включая малыша, а процесс обучения приобретёт результат.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си – петь,
До, ре, ми, фа, соль, ля, си – играть,
Сел котёнок на такси – петь,
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до – играть,
До, си, ля, соль, фа, ми, ре – петь,
До, си, ля, соль, фа, ми, ре – играть,
Ел морковное пюре.
Си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
Разыщите музыкальный мультфильм «До-ре-ми» про пастушка, обучающего телёнка нотам. Разучите песенки оттуда, чтобы затем вместе петь и даже подыгрывать. Например, песню пчелы:
До-до-до-до пчела летела
До-до-до-до издалека
До-до-до-до и долетела
До-до-до-до до цветка.
Когда в песне поются ноты «до», то нужно ударять молоточком по клавише. 4 ноты – 4 удара.
- Занятие второе. НОТЫ НА БУМАГЕ.
Хорошо, если на инструменте есть названия нот и их изображения на нотном стане. Крохе пока сложно понять, что нарисованные ноты и клавиши – одно и то же. Намного проще объяснить написание нот, если изобразить их на клавишах.
Затем на бумаге начертите пять параллельных линий в 4-5мм друг от друга. Расскажите, что это нотное царство называется «нотный стан». В самом начале нарисуйте, начиная от второй линии, скрипичный ключ. Это король, всегда стоящий впереди всех. Ноты – его подданные, которых он учит равняться на него и правильно стоять на линиях. О басовом ключе пока говорить не будем. Затем можно приступить к нотам;
- нижнее «до» - на дополнительной палочке снизу, она охранник, поэтому за пределами нотного стана;
- «ре» - зацепилась за первую линию и висит, как гимнастка;
- «ми», «соль», «си» - бусинки, они как бы нанизаны на ниточку;
- «фа», «ля», верхнее «до» - птички, которые сидят на проводах.
Пусть малыш изобразит ноты. Поиграйте в такую игру: рисуем ноты-бусинки одну над другой, проговаривая вслух их имена («ми», «соль», «си») – получился музыкальный браслет. Чтобы он не рассыпался, закрепим его снизу ноткой «до» (пусть охраняет ноты-бусинки). Затем сажаем птичек в их гнёздышки, называя каждую птичку («фа», «ля», «до»). Теперь птички сели рядом и весело чирикают (рисуем ноты друг над другом и поём). Потом устраиваем гимнастический зал и на нотном стане появляются пять ноток «ре». Все они занимаются зарядкой и поют.
Эта игра помогает запомнить расположение нот. На некоторых металлофонах присутствует не только первая октава (рис.1), но пара нот из малой октавы «си» и «ля», а также несколько нот из второй октавы, потому на рис.2 вторая октава изображена полностью. Учите лишь те ноты, которые присутствуют на вашем инструменте. Позже поиграйте в игру «Как зовут нотку?». Малыш рисует на нотном стане ноту, а вы называете имя, и наоборот.
Кроха не хочет заниматься рисованием ноток? Не настаивайте. Пропустите эту часть урока и приступайте к уроку шестому (разбор песен начинайте с пятого пункта алгоритма). Через полгода сделайте попытку вернуться к освоению данного материала и постепенно перейдите к пятому уроку.
Урок пятый: ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОТ.
Это понятие подразумевает длительность звучания. Самая долгая – целая нота, половинка звучит в два раза короче, четверть в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой, восьмая в два раза короче четверти. В целой ноте умещаются две половинки, четыре четверти, восемь восьмушек. Чтобы точно выдерживать длительность нот, для начинающих музыкантов придумали счёт на «раз и два и …».
Размер указывают в начале песни, сразу после скрипичного ключа:
- 2/4 – означает, в одном такте могут встретиться две четверти (счёт «раз и два и»), или половинка, или четыре восьмых, или четверть и две восьмые. Если одна или несколько нот отсутствуют, они заменяются паузами (их выдерживают со счётом);
- 3/4 – означает, что в одном такте могут встретиться три четверти (счёт «раз и два и три и»), или одна половинка и четверть, или половинка и две восьмые и другие комбинации;
- 4/4 (С) – размер четыре четверти (счёт «раз и два и три и четыре и»). Объясните крохе, что целая нота – бабушка, половинка – её дочь, четверть – внучка, а восьмая – правнучка. В гости к бабушке могут прийти две дочки, или четыре внучки, или восемь маленьких правнучек, или одна дочка и две внучки и другие комбинации. Ограничения объясните нехваткой места в доме бабушки. В гости к дочке могут прийти две внучки или внучка с двумя правнучками и так далее. Малыш подобную градацию поймёт быстрее, если все объяснения демонстрировать на бумаге.
Урок шестой: ИГРАЕМ ПЕСЕНКИ.
После этих занятий можно покупать сборник детских песен и разучивать простые мелодии, написанные в тональности до мажор или ля минор.
Как это удобнее делать?
- Читаем слова (если есть).
- Разбираем длительности нот (считаем и хлопаем в ладоши).
- Хлопаем в ладоши длительности нот и проговариваем вслух слова.
- Хлопаем в ладоши и проговариваем название нот.
- Мама играет мелодию и поёт ноты.
- Мама играет, кроха поёт ноты.
- Мама играет мелодию и поёт слова.
- Мама играет, малыш поёт слова.
- Мама играет первые два такта, ребёнок повторяет за ней, затем мама играет вторые два такта, малыш повторяет, наконец, мама играет первые четыре такта, кроха повторяет, и так всю песню.
- Малыш играет, мама поёт ноты.
- Ребёнок играет и поёт ноты.
- Малыш играет, мама поёт слова.
- Кроха играет и поёт слова.
Теперь вы сможете оценить музыкальные способности ребёнка, степень его симпатии к музыкальной грамоте и инструментам. Крохе пока не по вкусу музыкальные занятия? Пусть вас утешит тот факт, что ребёнок теперь обладает знаниями, которыми не каждый взрослый может похвастаться. Если малыш все занятия выдержал на «отлично» и вы решили продолжить его музыкальное образование, то настало время покупать настоящий инструмент и искать репетитора (в музыкальную школу принимают детей с пяти лет).
Желаем творческих успехов вам и малышу. Живите в гармонии!
подробнее.../свернуть