Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации, может просто растеряться. Задача взрослых - остерегать и защищать ребенка, правильно подготавливать его к встрече с различными сложными и опасными жизненными ситуациями. Как вы думаете, что должны делать взрослые, чтобы обеспечить безопасность своих детей? Уже с дошкольного возраста надо учить ребёнка правильному поведению в чрезвычайной ситуации.
Опасности можно разделить на несколько групп:
1. Ребёнок и другие люди. Основная мысль этого направления: ребёнок должен помнить, что именно может быть опасно в общении с незнакомыми людьми. В случае опасности не нужно стесняться защищаться и громко звать на помощь. Часто не только отсутствие находчивости, зажатость, но и хорошее воспитание мешает детям действовать решительно в минуту опасности. Ребёнку следует иметь представление о том, что и воспитанный человек должен уметь постоять за себя. Если ребёнок ещё мал, скажите ему, что не будете сердиться, если он начнёт грубить, громко кричать, отбиваться, когда к нему станет приставать незнакомый человек. Объясните ребёнку взрослое понятие «право на самооборону».
Правила поведения с незнакомцами:
- Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, рассказывать им о себе.
- Не следует принимать предложенное незнакомым человеком угощение. Научите ребёнка вежливо отказать и уходить: «Спасибо, мы только пообедали». Объясните ребёнку: если он что-то хочет, ему это можете купить вы, а угощение может оказаться непригодным, отравленным или просто послужить поводом для знакомства.
- Никогда и никуда не следует ходить с незнакомыми людьми, что бы те не говорили и чего бы не обещали.
- Нельзя ходить в гости к друзьям, не спросив разрешения родителей.
- Необходимо объяснить, что мама или папа обязательно предупредят его заранее о предстоящей прогулке, поездке, событии и др.
Вот какие фразы обычно произносят злоумышленники:
- «Твоя мама стоит за углом этого дома, она попросила взять и отвести тебя к ней».
- «Твоя мама позвонила мне и попросила отвести тебя ко мне в гости, а потом она заберет тебя».
- «Твоя мама просила сводить тебя в кино, там сейчас такой хороший детский фильм показывают» и т.д.
Дети обязательно должны:
- знать и называть свое имя и фамилию;
- знать и называть свой возраст (к шести годам – дату рождения);
- знать и называть свой полный домашний адрес (город, улицу, дом, квартиру)
- знать, называть, свой домашний телефон (телефон близких родственников).
2. Ребёнок и природа. Задача взрослых по этому направлению: рассказать детям о взаимосвязи и взаимозависимости всех проблемных объектов: стихийные явления природы, которые представляют угрозу для жизни (ураганы, наводнения, сели и др.), явления природы - гроза, туман, гололед, жара, холод и др., растения - ядовитые грибы и ягоды, животные - опасности при контакте с ними; поведение на воде, в лесу.
Детям следует объяснять следующие правила:
- не бросаться камнями и твердыми снежками;
- во время снеготаяния не ходить возле высоких домов, откуда в любой момент могут упасть сосульки, пласты снега;
- не дразнить животных;
- нельзя трогать руками, рвать и брать в рот плоды незнакомых растений;
-запрещается самостоятельно, без взрослых, купаться в водоеме;
- нельзя в жаркие дни долго находиться на солнце;
- не подходить близко и не трогать руками бездомных животных;
- в холодное время одеваться теплее, чтоб не получить обморожение;
- при укусах насекомых нужно обраться за необходимой помощью к взрослым
3. Ребёнок дома. В этом направлении рассматриваются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей (электроприборы; колющие и режущие предметы: нож, иголка, ножницы; бытовая химия, лекарства; спички, зажигалки).
Таким образом, оставаясь одни дома, дети должны знать и соблюдать такие правила:
- не подходить к розетке;
- не брать в рот таблетки и другие медикаменты;
- не подходить к плите и не включать её;
- остерегаться колющих и режущих предметов;
- не открывать дверь незнакомым людям;
- не залезать на подоконники и не выходить на балкон. Возле окон и на балконе не должно быть ничего, на что можно забраться и встать на подоконник (много трагических случаев из-за выпадения детей, облокотившихся на москитную сетку. Есть специальные детские ручки на окна и блокираторы открывания окон и балконных дверей детьми).
Общие рекомендации по безопасности ребенка дома:
- Все моющие, чистящие средства и другие химикаты храните в недоступном для ребенка месте – под замком или на верхних полках. Неудобно, но зато ребенок не отравится химией.
- Чтобы ребенок не смог крутить регуляторы пламени на плите или и включать конфорки, воспользуйтесь специальным блоком для плиты.
- От ударов об углы мебели спасут специальные пластиковые или силиконовые защитные уголки. Можно и самим обернуть углы поролоном или плотной тканью.
- Аптечка, где бы она ни находилась, в шкафчике на кухне, в шкафчике в ванной – должна быть спрятана под замок или туда, где ребенку не достать.
- Если на межкомнатных дверях стоят замки с поворотным механизмом, то следите, чтобы малыш случайно не запер себя в комнате.
4. Здоровье ребёнка. Уже с дошкольного возраста необходимо воспитывать у детей ценности здорового образа жизни, сознательную заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, дети знакомятся с правилами оказания элементарной первой помощи.
5. Эмоциональное благополучие ребёнка. Основная задача взрослых по этому направлению: профилактика конфликтных ситуаций (обучить детей способам выхода из конфликтных ситуаций, не доводя их до силового решения).
6. Ребёнок на улицах города. Задача взрослых – познакомить с правилами поведения на улицах города, правилами дорожного движения.
Нужно знать следующие правила:
- переходить улицу можно только на зеленый сигнал светофора;
- переходить улицу нужно только в местах, предназначенных для перехода (зебра, подземный переход, светофор)
- кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокате можно только в специально отведенных местах (детских парках, спортивных площадках);
- пешеходы должны ходить только по тротуарам;
- переходя улицу, всегда надо смотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги – направо;
- вне населенных пунктов детям разрешается идти только с взрослыми по краю навстречу машинам.
- ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. Перед дорогой надо остановиться.
- безопаснее всего переходить улицу с группой с группой пешеходов.
подробнее.../свернуть