Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Конечно, не все из них можно использовать в детском саду. Некоторые слишком сложны для детей, некоторые требуют
специальной подготовки, что в условиях детского сада не представляется возможным. Однако некоторое расширение знаний о художественных материалах по сравнению с существующим все же необходимо.
Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.
Неоформленные — бумага, ткань, нитки, проволока, фольга, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмоционально реагирует на каждый из этих материалов, связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала.
Полуоформленные несут в себе какую-то изначально заданную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусственные и природные.
- Искусственные — коробки, пробки, детали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т.д. По-своему видоизменяя их, дети создают новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам-конструкторам: когда ребенок строит что-либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем-то виденным в действительности.
- Природные — опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. Из них можно создавать оригинальные поделки. Красота естественных красок и форм способствует развитию эстетического восприятия. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного, но и развивается способность находить творческое применение всем этим предметам. Занимаясь с различными подобными материалами, ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обогащает свои знания и умения.
Педагог должен как можно лучше знать особенности различных изобразительных материалов, чтобы правильно подбирать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в отдельности.
Каждая техника предполагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рассмотрим особенности каждого инструмента.
Карандаши(цветные, простые) позволяют более четко выделить линию контура, точнее всего передать форму и конструкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с многократными повторными движениями (сверху вниз, слева направо или же по косой). Чем большую поверхность нужно закрасить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладение карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок — основа изображения.
Фломастерывсевозможных оттенков и цветов могут обладать специфическим запахом, при соприкосновении с бумагой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как контурно, так и штрихом.
Возможные ошибки: Не учитывается тип карандаша. Для дошкольного возраста предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Твердые карандаши не дают возможности показать толщину и цвет линии, что в свою очередь сказывается на качестве работы и усвоении материала. Мягкий карандаш позволяет производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается изменением силы нажима на карандаш: слабый нажим — более светлый цвет, сильный нажим — более интенсивный цвет.
Неправильно подбирается формат бумаги. Часто можно видеть, как для небольшого карандашного рисунка выдаются такие же большие листы бумаги, как и для работы красками. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего рисунок плохо смотрится), или же ребенок, стремясь его заполнить, создает слишком крупное изображение и не успевает закончить рисунок.
Для работы с цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой полученное изображение плохо смотрится. Все это снижает качество рисунков, лишает их выразительности.
При работе с фломастерами следует объяснить детям правила обращения с материалом: обязательно закрывать колпачок, не набирать много фломастеров, не закрашивать большие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской). Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять работу дальше.
Кисти — колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками, но могут быть использованы и в живописи темперными и гуашевыми красками (набрызг — встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки, сухая кисть — для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и колонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину кисти обозначают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ширине в миллиметрах, а номера круглых кистей — диаметру (также выраженному в миллиметрах).
Кисть — мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает напряжение руки, характерное для работы с карандашом, поэтому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверхности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно получить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если касаться бумаги только ее концом. Научившись прикладывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием примакивание, с помощью которого могут создаваться разнообразные элементы узора (цветы, листья, лепестки). Однако мягкий ворс кисти портится при неотрывном движении кисти туда-обратно.
Возможные ошибки: Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик ворсом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму.
Для практических занятий каждому ребенку необходимо иметь в наборе не меньше 2-3 кистей разной толщины и фактуры.
Краски— акварельные, гуашь, масляные, темперные.Акварельные — водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с медом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие — в виде плиток, полусырые — в фарфоровых чашечках или полужидкие — в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бумаге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессировками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры.
Гуашь — водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен немалый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета. Гуашевыми красками пишут на бумаге, картоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность.
Масляные — красители, смешанные с растительным маслом: льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают.
Темперные — водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. В настоящее время производятся также полужидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как масляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.
Возможные ошибки: Акварель не выносит исправлений, много-численных повторных прописок смешанными красками. Нередко педа-гоги используют технику акварели в сочетании с другими мате-риалами: гуашью, темперой, углем. Однако в этом случае теряются главные качества акварельной живописи - насыщенность, прозрач-ность, чистота и свежесть, то есть именно то, что отличает акварель от любой другой техники. С дошкольниками лучше практически начинать работать с акварелью со старшей группы, когда дети владеют навыками и умениями в работе с изобразительным материалом.
Угольный карандаш "ретушь" мягче обычных цветных каран-дашей и позволяет получить более широкую линию бархатистого цвета.
Сангина — короткие палочки-карандаши. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета.
Оба эти материала по-своему выразительны, они дают разную фактурную линию. Особенно выразительно получаются угольным карандашом и сангиной изображения деревьев. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной толщины (утолщение ствола, тонкость веток), работать с ними легче, чем с обычными цветными карандашами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.
Пастель — цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания красочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Рисуют пастелью на бумаге, картоне или холсте. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или же втирают пальцами с растушевкой, что позволяет добиться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пастелью можно легко снимать или перекрывать красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта.
Возможные ошибки: Угольный карандаш, пастель и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно лишь слегка касаться бумаги, иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Карандаш ретушь, как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать. Сангина же совсем не затачивается.
Не стоит пытаться закрашивать рисунок сангиной или пастелью так же, как цветным карандашом, близко проводя штрихи. При этом материал ссыпается, а просветы остаются.
Введение этих материалов для рисования целесообразно только в старшей и подготовительной к школе группах, когда детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.
Бумага получила свое название от водяного растения папирус, из которого еще в Древнем Египте делали листы, используемые для письма. Разновидности бумаги — газетная, ватман, полуватман, мягкие виды полукартона, картон цветной, гофрированный картон, папиросная, промокательная, салфетки, калька.
Бумажная пластика — изготовление объемных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции.
Рваная бумага — чаще всего газеты, которые малыш сминает, рвет, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его рук. Новые формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.
Мятая бумага. Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросную бумагу, промокашки, салфетки), а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определенные предметы. Например, тонкой цветной папиросной бумаге можно придать форму цветка и наклеить его на основу — корзиночку — или собрать из цветов яркий букет. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создавать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек. А для развития у детей слуховой чувствительности можно провести интересную игру. Берут те сорта бумаги, которые при сминании сильно шуршат, такие как калька, папиросная бумага, копировальная. Дети по шуму определяют тот или иной сорт бумаги. Сгибание бумаги сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого. Способ получения поделок из бумаги путем сгибания пришел из Японии и называется оригами (ори — по-японски сгибать, гами - бумага).
Гофрированный картон — особый вид картона. Одна из его сторон гладкая, другая сжатая, волнистая. Особенно удачными получаются из него различные механизмы и транспортные средства, поскольку этот материал дает возможность сделать колеса поделки подвижными.
Папье-маше — плотный материал, изготовленный из жидкой массы: измельченной и размоченной в воде бумаги (чаще всего газет) с добавлением какого-либо связывающего вещества (клея, мела, глины). Во влажном виде смесь легко приобретает нужную форму, а после сушки ее можно раскрасить и покрыть лаком. Изделия из папье-маше отличаются большой прочностью и легкостью. Самый простой способ работы: дети окунают ладони в клей и влажными руками придают большим газетным листам любую желаемую форму. Под воздействием клея бумага размокает и дает возможность создавать рельефные композиции, макеты, фигуры животных. Другой вариант заключается в том, что газету разрывают на полоски разной длины и, смачивая их клеем, оборачивают двумя-тремя слоями пластмассовые баночки из-под различных косметических средств или средств бытовой химии. Гладкая поверхность формы достигается за счет того, что ребенок проводит ладонью с клеем по каждому слою газеты.
Возможные ошибки: Нельзя прерывать эту игру с целью быстрого получения готового изделия или формы, похожей на конкретный предмет. Ребенок придет к этому постепенно, приобретая в игре опыт работы с различными видами бумаги.
Не следует навязывать детям готовые образцы, нужно побуждать их находить решения самостоятельно.
Нельзя требовать, чтобы дети сидели за столами. Они могут спокойно передвигаться, быть свободными в своих действиях с бумагой.
Поскольку в играх чаще всего используются газеты, их необходимо иметь в достаточном количестве, особенно для детей младшего возраста. Конечно, такого рода игры создадут беспорядок. Однако не следует постоянно одергивать детей, призывая их убрать помещение. Пока длится игра, необходимо поддерживать у ребят хорошее настроение, о порядке надо забыть. А затем уже предложить детям в виде игры провести уборку: одним складывать большие предметы в определенное место, другим переносить или перевозить эти предметы на склад.
Работу в технике бумажной пластики лучше всего предлагать детям старшей и подготовительной групп. Для выполнения данного вида работы дети должны уже обладать достаточным опытом: уметь хорошо вырезать, клеить, работать ножницами, закручивать края бумажных полосок для получения эффекта воздушности и т.д.
Ткань получают в результате переплетения волокон растительного и животного происхождения или же синтетических. Самая распростра-ненная техника производства текстильных материалов — ткачество. Ткань относится к группе неоформленных материалов, так как дети получают различного размера лоскутки, из которых они затем вырезают, шьют, склеивают, делают разные поделки и игрушки.
Веревки получают путем скручивания волокон конопли. Толщина веревки, ее мягкость, эластичность зависят от количества спряденных волокон и способа их переплетения. Скручивая, переплетая и связывая веревку, можно создавать различные пространственные композиции, в которых выделяют основные художественные элементы: точку (узел), линию (нить различной толщины и направления), пятно и поверхность. Сначала дети протягивают кусочки веревки через кулак, стараясь определить ее длину и знакомясь с материалом. Затем они пытаются расщепить веревку на волокна, завязывать узлы, создавая при этом новые формы. Дети старшего возраста могут научиться плести с помощью узелков (основной способ плетения в технике макраме) из двух нитей. Узелки располагают по-разному (часто или редко), что также создает интересный эффект.
Проволока. В основном применяют мягкую проволоку (медную, алюминиевую, оцинкованную, в полихлорвиниловой оболочке). Проволока удобна для создания как плоских, так и объемных поделок. При выполнении плоских поделок выявляется контур предметов — это похоже на рисунок карандашом. Сгибая проволоку, можно получить стилизованные силуэты птиц, рыб, животных в различных позах. Пространство между линиями (внутри контура) можно затянуть другой, более тонкой проволокой, которая расположением линий помогает выявить структуру предмета (строение крыла бабочки, направление перьев у птицы).
Возможные ошибки: В работе с материалами (ткань, веревка, проволока) особенно важно соблюдать правила техники безопасности. Для младшего возраста такого рода занятия лучше проводить в индивидуальном порядке или с небольшой подгруппой (3-4 ребенка). Работают малыши только руками.
Если ребенок без конца выполняет не связанные между собой элементы в работе с веревкой или проволокой, можно показать ему способы их соединения.
Для детей среднего возраста работу лучше тоже организовать по подгруппам. Для расширения их опыта в работе с материалом можно предложить такие предметы, как карандаши, палочки, на которые можно наматывать веревку или проволоку.
Изготовление ювелирных украшений - интересное занятие для детей старшей и подготовительной групп, особенно для девочек. Можно использовать для работы кусачки, молоток, ножницы. В качестве основного материала используется ткань, веревка, проволока. Дополнительный — различные бусинки (стеклянные, керамические, деревянные), камешки красивой формы, бисер.
Природный материал — засушенные растения, солома, тополиный пух, шишки, древесная кора, мох, песок, глина, камешки, ветки. Из засушенных растений выполняют композиции как из целых растительных форм, так и из отдельных частей растений. Кроме того, выразительные сюжеты получают вырезанием различных форм из природного материала.
Солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из стеблей, находящихся под разными углами по отношению к свету, композиция передает неповторимую игру: блестит, как золото. Для работы используют соломенные ленты, которые специально подготавливают.
Тополиный пух лучше всего смотрится на бархатной бумаге, клеящие составы для него не нужны. Пуху можно придать разнообразную форму, например закатать прямыми движениями пальцев жгутики. Жгутиками прокладывают тонкие линии — травинки, ветки, лапки. Иногда тополиный пух закатывают в шарики круговыми движениями пальцев. Из этих шариков делают зрачки глаз, нос, пуговицы, горошинки.
Шишки, древесная кора, мох могут использоваться и как самостоятельный материал, и как часть композиции. Например, для создания декораций лесных сказок. А сами персонажи — отдельные фигурки из еловых и сосновых шишек, желудей, семян растений.
Песок, глина, камешки особенно интересны для детей. На песке можно рисовать какой-нибудь контур камешками, или же просто выстраивать линии в разных направлениях, или вдавливать камешки во влажный песок. Песок лучше всего помещать в пластмассовые поддоны (крышки от коробок). Мозаичные картины можно делать также и на глине. Для таких работ следует собрать много камешков различной формы, цвета, размера и фактуры, чтобы дети могли свободно подбирать нужную им форму и использовать в различных комбинациях.
Ветки являются прекрасным материалом для поделок. Сам их вид вызывает желание использовать ветки для творчества. Они привлекают своей формой, различным расположением побегов, разнообразной структурой коры.
Возможные ошибки: Не следует в работе с природным материалом предлагать четкий образец и последовательность работы.
Природные материалы сочетаются только с природными материа-лами или в крайнем случае с материалами природного происхож-дения (веревкой, грубой льняной или хлопчатобумажной тканью, мешковиной — например, при изготовлении игрушек из кукурузных стеблей).
Семена, листья, солома и другие природные материалы, наклеенные на белую бумагу, неизбежно вызывают у нас ощущение искусствен-ности, так как эти материалы не сочетаются между собой.
больш падрабязна.../згарнуць