Что такое осанка? Это привычное положение тела человека в пространстве. А что мы называем правильной осанкой?
Человек, имеющий правильную осанку, голову и корпус непринужденно держит прямо, его плечи слегка развернуты, живот подтянут, ноги держатся ровно, колени выпрямлены.
Все взрослые мечтают о здоровых, сильных, ловких детях, но хорошее здоровье немыслимо без правильного физического развития, в том числе без правильной осанки.
Довольно часто существует ошибочное мнение, что если отец и мать сутулые, то ребенок будет иметь этот же дефект. А в жизни случается и так, что у стройных родителей вырастает ребенок с плохой осанкой и виноваты в этом только взрослые (медработники, родители, воспитатели), которые не занимались ребенком, его физическим воспитанием.
А им надо заниматься с самого рождения ребенка, опираясь на комплексы упражнений для детей всех возрастов, а детям первого года жизни необходим еще массаж, так как правильная осанка не образуется сама по себе. В былые времена правильную осанку детям прививали с пеленок. Няни и гувернантки строго следили, чтобы ребенок не горбился, не сидел скособочившись, не опирался локтями на обеденный стол: на то и существует позвоночник, чтобы быть всему опорой.
Пока кроха мал, проблемы с позвоночником незаметны, но к году тайное может стать явным. Постарайтесь обнаружить неладное в первые месяцы жизни малыша, когда все еще можно исправить. Для этого внимательно следите затем, как развивается кроха. Чтобы позвоночник сформировался правильно, не сажайте ребенка и не ставьте на ножки, пока он не научится делать это сам. Позвонки его не готовы еще к такой нагрузке. Прежде чем начать уверенно сидеть, нужно научиться ползать, укрепив мышцы спины, иначе осанка будет неправильной. Ножки еще не способные выдержать вес младенческого тельца, могут искривиться в виде колеса или буквы «Х», стопы станут плоскими, и не будут пружинить при ходьбе, из-за чего опять-таки нагрузка на позвоночник увеличится, а сам он может искривиться.
Не поощряйте ускоренное двигательное развитие ребенка. Если вы усаживали его с 3-4 месяцев, когда он еще не успел укрепить спинку ползанием, и если на ножки он встал не в 8-9 месяцев, как положено, а в 7 – проблемы с позвоночником могут возникнуть. Первые шаги с поддержкой (у перильцев кроватки или манежа) младенцу положено делать в 10-11 месяцев, а первые самостоятельные шаги в 11-12 месяцев.
Чрезмерное напряжение младенческой мускулатуры врачи называют мышечной гипертонией – гипертонусом. Он может быть равномерным или же распространяться только на одну половину детского тельца, что особенно вредно для позвоночника и создает почву для развития сколиоза. При этом лежащий на спинке малыш часто изгибается дугой (ножки, таз и головка повернуты в сторону зажатых мышц), а при выкладывании на животик ребенок заваливается на бок, где тонус выше, ягодичные и бедренные складочки у него несимметричные. Важно сделать все возможное, чтобы в ближайшие месяцы тонус нормализовался. Ваши действия. Для этого почаще покачивайте ребенка – в кроватке, люльке (это идеальный вариант), коляске, на руках, в специальных качельках и креслице-качалке для младенцев ( лежа на спинке, если дитя еще не умеет сидеть), на большом надувном мяче (кладите кроху на него животиком и придерживайте, чтобы не упал). Такие движения прекрасно расслабляют мышцы, находящиеся в состоянии спазма. Придайте крохе позу эмбриона. Уложите на спинку, скрестите ручки на груди, подтяните коленки к животику и придержите левой рукой, а правой наклоните головку малыша к туловищу. Плавно и ритмично покачивайте ребенка в этой позе к себе и от себя и с боку на бок (5-10 раз). Поглаживайте спинку, скользя по детской кожице всей ладонью, внутренней поверхностью одного или нескольких пальцев либо тыльной стороной кисти. Теперь на очереди валяние. Обхватите ручку или ножку малыша, а затем мягко, нежно, ритмично и быстро покачивайте и потряхивайте их из стороны в сторону. Следующий прием – катание. Отведите в сторону ручку или ножку малыша и массируйте ее так, как будто раскатываете тесто.
От 2 до 6 лет формируем осанку. Научить будущего школьника правильно сидеть не менее важно, чем дать ему уроки устного счета и чтения по слогам. В аристократических семьях прошлых столетий демонстрировать круглую спину считалось не просто некрасивым, а неприличным. Современные же мамы не станут дергать малыша по пустякам. Пусть себе располагается, как ему удобно. И в результате у четырехлетних детей налицо все признаки сколиоза (искривления позвоночника): сутулые спинка и плечики, шаркающая походка, постоянно опущенная голова. По мнению специалистов, опасность формирования сколиоза возрастает с трехлетнего возраста, когда позвоночник растущего малыша начинает испытывать все увеличивающиеся нагрузки.
Многие считают, что с хорошей осанкой нужно родиться. Ничего подобного, ее можно выработать, даже если у ребенка есть наследственная предрасположенность к сколиозу или в младеченстве были проблемы с мышечным тонусом, из-за которых уже на первом году позвоночник приобрел неправильную форму. Известно, что к плохой осанке ведет лишний вес, который словно пригибает хрупкий детский позвоночник к земле. Но немногие знают, что чрезмерная худоба не менее опасна. Умеренный слой подкожного жира вместе с мышцами стабилизирует костный каркас, не позволяя детской спинке изгибаться колесом. У худых малышей формируется так называемая вялая осанка – животик выпячен, плечики висят, лопатки оттопырены наподобие крыльев.
Маленькому ребенку бесполезно твердить о пользе ровной спины. Бесконечными окриками: «Сядь прямо!» вы добьетесь противоположного эффекта. Поэтому лучше приобрести специальный ортопедический матрас в кроватку. Если малыш спит на мягкой, прогибающейся поверхности, форма позвоночника нарушается. 2-3 раза в неделю водите ребенка в бассейн – плавание улучшает осанку, запишите его на массаж. Ежедневно делайте с малышом упражнения, укрепляющие позвоночник. Полезно катать из угла в угол комнаты надувной мяч, толкая его головой и передвигаясь на четвереньках, а также ходить с легким грузом, например книжкой, на темени, сохраняя правильную осанку. Если ребенок легко справляется с этим заданием, усложните его, пусть пройдется по начерченной мелом извилистой линии, а затем просто по полу задом наперед.
От семи лет и старше следим за изгибами. Внимательно присматривайтесь к детской спине, чтобы не пропустить начало сколиоза. К моменту поступления в школу нарушение осанки встречается у каждого третьего ребенка. И рассчитывать на улучшение в этом случае не приходится – если у малыша не выработан навык красивой осанки, она будет только портиться от долгого сидения за партой.
Сутулость плохо отражается не только на внешнем виде ребенка, но и на работе сердца, легких желудка, других внутренних органов и доже на зрении. Если малыш сутулится, слишком низко склоняясь над тетрадкой, кровь приливает к глазному дну, кроме того, нарушается оптимальное расстояние для зрительной работы, из-за чего детские глазки перенапрягаются и быстро становятся близорукими.
Примите срочные меры. Запишите ребенка в спортивную секцию, купите удобное кресло для занятий. Несколько раз в день обязательно контролируйте осанку: ставьте ребенка к двери или стене без плинтуса и следите, чтобы он касался опоры пятками, икрами ног, ягодицами, лопатками и затылком. Пусть запомнит это положение и постарается сохранить. Именно так юных принцев и принцесс с ранних лет учат держать спинку. И ваш ребенок закрепит в памяти этот навык навсегда.
Для правильной осанки полезно:
- кататься на велосипеде с высоко поднятым рулем;
- плавать: при сутулости – брассом и на спине вольным стилем; при кругло вогнутой спине – любыми стилями; при боковом искривлении – брассом;
- стрелять из лука, особенно при боковых искривлениях, но не с той стороны, в которую искривлен позвоночник;
- ездить верхом (только не при плоской спине). При этом позвоночник самовытягивается, создается надежный мышечный корсет.
- делать упражнения у стенки: вставать к ней спиной, а затем поочередно отводить руки и ноги в стороны, подниматься на носки, приседать;
- носить на голове кубики, подушечки, наполненные солью, песком или опилками. Не роняя подушечки, ходить на носках, на полусогнутых ногах, приседать, ползать на четвереньках, подниматься и спускаться по шведской стенке.
- тренировать координацию движений: делать стойку на одной ноге, «ласточку», ходить по бревну.
Для правильной осанки вредно:
- кататься на велосипеде, низко пригнувшись к рулю;
- ездить на самокате;
- заниматься видами спорта, где приходится делать ассиметричные движения (теннис, бадминтон, фехтование) – могут возникнуть боковые искривления позвоночника. Также плох бокс (боксерская стойка приводит к сутулости и круглой спине) и акробатика, художественная и спортивная гимнастика и борьба в младшем возрасте – эти вида спорта делают позвоночник чрезмерно гибким и подвижным, что в дальнейшем может плохо сказаться на осанке;
- подолгу стоять или прыгать на одной ноге;
- поднимать тяжести, согнувшись, не используя силу ног. Держать груз на вытянутых руках.
Комплекс гимнастических упражнений для детей с нарушением осанки.
Упражнение 1. Исходное положение, стоя, руки на поясе, разведение локтей со сведением лопаток – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 2. Исходное положение, стоя, руки в стороны, круговое движение руками назад (повторить 8-10 раз), дыхание произвольное.
Упражнение 3. Исходное положение, стоя, ноги врозь, руки к плечам, наклоны корпуса вперед с прямой спиной – выдох, возвращение в исходное положение – вдох (повторить 4-5 раз).
Упражнение 4. Исходное положение, стоя, руки за спиной, наклоны корпуса вправо-влево, дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.
Упражнение 5. Исходное положение, стоя с палкой в руках, приседание с вытягиванием рук вперед - вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 6. Исходное положение, стоя с палкой в руках, поднимание палки вперед – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 7. Исходное упражнение, лежа на спине, попеременное поднимание ног вверх. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 8. Исходное положение, лежа на животе, руки на пояс, разгибание корпуса – вдох, возвращение в исходное положение – выдох. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 9. Исходное положение, стоя, руки на пояс, подскоки с последующей ходьбой. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 10. Исходное положение, стоя, руки перед грудью, разведение рук в стороны – вдох, сведение – выдох. Повторить 3-4раза.
Методист отдела общественного здоровья ГУ «РЦГЭ и ОЗ»
Е.А.Олешкевич
больш падрабязна.../згарнуць